Концерн «АвтоВАЗ» с 23 мая возглавит Максим Соколов, до последнего времени занимавший пост вице-губернатора Санкт-Петербурга. Ранее топ-менеджер никогда не руководил промышленным предприятием, однако системным взглядом на отрасль обладает в полной мере — в 2012-2018 годах он был министром транспорта РФ.
В федеральные структуры Соколов перешел в 2009 году с поста председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга. Именно на этой должности в его жизни проявилась "автомобильная" тема: тогда город начал становиться "российским Детройтом": производства в Петербурге разместили Toyota, Nissan, Hyunday, General Motors.
В самом конце 2019 года чиновник вернулся в Петербург на должность вице-губернатора, где со временем сосредоточил в своих руках ключевые направления городской экономики. Чиновник курировал деятельность комитетов по развитию транспортной инфраструктуры и по развитию туризма, а также комитетов по транспорту, по инвестициям и по промышленной политике, инновациям и торговле.
Смена руководства на "АвтоВАЗе" происходит из-за ухода концерна Renault из России и, как следствие, французской команды управленцев. Соколов станет первым россиянином на посту гендиректора "АвтоВАЗа" за почти 10 лет.
Первым иностранцем в 2013 году стал швед Бу Андерссон, который проработал более двух лет. Под его началом были выпущены первые Cross-версии Lada Largus и Kalina, "городская" версия Lada 4×4 (ныне — Niva Legend), дан старт производству Lada Vesta и Xray.
В 2016 году "АвтоВАЗ" вошел в состав Renault Group. Тогда же компанию возглавил француз Николя Мор. В 2018 году он уступил должность своему соотечественнику Иву Каракатзанису, а летом 2021 года вновь вернулся в "АвтоВАЗ". Всего за постсоветский период на предприятии сменилось 10 гендиректоров.
Ожидается, что новая стратегия развития компании будет представлена уже в ближайшее время. Эксперт, автор Telegram-канала "Автотелеграм" Дмитрий Баринов считает, что сейчас у "АвтоВАЗа" есть три сценария работы. Первый заключается в том, что компания использует собственные старые разработки и перейдет к производству "морально устаревших моделей, совсем простых и относительно дешевых".
"Второй вариант — компания постарается использовать нынешние платформы Renault. Правда, в этом случае необходимо решить сложную проблему поставок комплектующих в условиях санкций", — говорит эксперт.
Наконец, третий сценарий — на "АвтоВАЗ" пустят китайцев с их технологиями и новыми моделями. По мнению Баринова, такое развитие событий станет самым дорогим вариантом — на полную "перезагрузку" потребуются инвестиции в несколько миллиардов долларов. "Вряд ли новые партнеры "АвтоВАЗа" согласятся полностью оплатить "банкет". Весомую часть инвестиций потребуют внести и от россиян", — уверен автоэксперт.
Максим Соколов станет первым россиянином на посту гендиректора "АвтоВАЗа" за почти 10 лет
Обозреватель автомобильного сайта "Дром" Сергей Цыганов говорит, что потенциал "АвтоВАЗа" сейчас больше, чем у любого другого автозавода в России. "Иностранные сейчас либо закрылись, либо остановились. А работающий в Тульской области Haval ни по объему, ни по модельному ряду никак с "АвтоВАЗом" не конкурирует. Поэтому "АвтоВАЗ", конечно, будет лидером рынка", — считает эксперт.
Основу производственной программы могут составить "Нива", "Гранта" и "Веста". "Эти машины в ближайшее время собираются делать в самых скромных модификациях. Возможности "АвтоВАЗа" производить такие автомобили составляют примерно 720 тысяч в год, это в два раза больше, чем "АвтоВАЗ" производил в прошлом и позапрошлом годах", — отметил аналитик.
Цыганов добавил, что не уверен в том, что "АвтоВАЗ" продолжит сборку Sandero и Duster, как было заявлено ранее, из-за проблем с поставкой компонентов. Маржинальность этих моделей невысока — около 5-6%, что "съест" логистика.
"Скорее всего, удорожание доставки компонентов будет больше, чем итоговая маржинальность продукта. Мне кажется, что "АвтоВАЗ" не сможет быстро восстановить производство французских автомобилей", — полагает эксперт.