Эксперты выяснили, какие автомобили имеют наилучшее состояние при перепродаже. Среди свежих машин оказалось на удивление много «китайцев», что отчасти объясняется их растущим качеством и условиями гарантии, а вот в преклонном возрасте самыми надежными остаются «японцы».
Аналитики "Авто.ру" изучили объявления за 2022 год, которые содержат оценку "ПроАвто", — это показатель "здоровья" конкретного автомобиля на основе его истории и текущего состояния, — и составили рейтинг самых беспроблемных моделей.
Согласно методике исследования, популярным подержанным автомобилям присваиваются баллы. Чем их больше, тем выше вероятность, что этот автомобиль — "здоровый": в очень хорошем (81 — 100 баллов) или хорошем (61 — 80 баллов) состоянии. Вот некоторые факторы, которые влияют на оценку: возраст и пробег, количество владельцев, наличие в истории машины сведений о ДТП и их "серьезность", наличие ограничений на регистрационные действия или другие юридические ограничения.
До 5 лет
Так, среди подержанных моделей до 5 лет, которые чаще других встречаются в продаже в хорошем состоянии, — Kia Seltos, Land Rover Defender и даже Lada Niva. Также в десятку лидеров попали китайские кроссоверы — Haval F7, Chery Tiggo 4 и Tiggo 7 Pro. Максимально близко к Топ-10 оказались Geely Coolray, Kia Carnival, Haval F7x, Mercedes-Benz G-Класс, Porsche 911, Renault Arkana.
В целом большинство автомобилей до 5 лет в перепродаже оцениваются в 81 балл и больше. Даже те машины, что не попали в десятку лидеров, — Hyundai Santa Fe, Kia Soul, Mitsubishi Outlander, Skoda Kodiaq — имеют высокую оценку: 98 машин из 100 достойных внимания. Премиальные модели в хорошем состоянии встречаются также часто: например, BMW 5 серии или Mercedes-Benz E-Класса — 86 машин из 100 предложений.
"Как правило, автомобили до 5 лет проходят обслуживание у официального дилера, многие еще стоят на гарантии и чаще всего это машины из первых рук, отсюда и хорошее состояние таких авто. Гарантийные условия производителей играют большую роль — к примеру, корейские машины с гарантией в 5 лет являются самыми ликвидными на "вторичке", поскольку покупателю гораздо спокойнее приобрести такой автомобиль", — комментирует директор компании "ПодборАвто" Денис Еременко.
От 6 до 10 лет
Среди моделей от 6 до 10 лет популярные массовые кроссоверы часто имеют высокую оценку. Лидеры — Hyundai Creta и Renault Kaptur (9 хороших машин из 10). Стоит обратить внимание также на Hyundai Tucson и Kia Soul (по 76% хороших авто в общей доле), Nissan Qashqai и X-Trail, Renault Duster, Toyota RAV4 (по 70%).
Если выбирать из премиальных моделей, то проще всего найти хороший автомобиль среди BMW X4, Lexus NX, Mercedes-Benz GLC и GLE, Porsche Macan: 7-8 из 10 предложений с этими кроссоверами — в хорошем состоянии.
Редко в возрасте 6-10 лет встречаются китайские автомобили, которые сохранились в отличном состоянии: Geely MK и MK Cross — меньше 15% предложений, Chery Bonus — 16%, Geely Emgrand — 18%, Great Wall Hover H5 — 20%, Lifan Solano — 21%. Среди моделей не китайских брендов — Daewoo Matiz и Nexia (17% и 24% соответственно), Volkswagen Passat CC (22%).
Как отмечает Денис Еременко, среди самых беспроблемных продаваемых автомобилей до 10 лет лидируют кроссоверы российского производства, поскольку они стоят на порядок дешевле импортных конкурентов. Вместе с тем расстаться с отечественными кроссоверами и "китайцами" автовладельцы хотят гораздо быстрее, чем с более дорогими, надежными и качественными машинами.
"Внедорожники изначально приспособлены для эксплуатации в жестких условиях, однако наибольшая часть таких машин часто сосредоточена в Центральной России, где, как правило, хорошее состояние дорог. Кроме того, высокое потребление топлива и большие налоги вынуждают владельцев чаще продавать такие машины — а для продажи по хорошей цене за состоянием автомобиля нужно внимательно следить. В результате кроссоверы нередко оказываются одними из самых беспроблемных продаваемых машин", — рассуждает директор по развитию сети умных автосервисов "Вилгуд" Александр Михайленко.
От 10 до 15 лет
Выбор автомобилей 2011-2007 годов выпуска, которые попадают в продажу пусть не в отличном, но в хорошем состоянии, достаточно широкий. Тем, кто ищет внедорожник, стоит обратить особенное внимание на Jeep Grand Cherokee, Infiniti QX56, SsangYong Actyon, Toyota Land Cruiser и Volkswagen Touareg. А если нужны модели поменьше, то это Honda Pilot, Land Rover Discovery и Range Rover, Renault Koleos: в 90% случаев (или чаще) встречаются неплохие варианты, говорится в исследовании "Авто.ру".
Впрочем, ассортимент хороших машин не ограничивается представителями сегмента SUV. Можно приглядеться, например к Opel Vectra или Volvo S80, компактным хэтчбекам Ford Fiesta и Peugeot 207, и даже к минивэном Ford S‑Max или Volkswagen Multivan.
Заметно реже (60-70%) в продаже встречаются "здоровые" Lada "десятого" семейства, "Самара-2" и Priora, среди иномарок — BMW 6 серии, Hyundai Solaris, Nissan Tiida, Renault Logan, Suzuki SX4. Если задача — найти "возрастную" машину в максимально хорошем состоянии, то стоит обратить внимание на Mitsubishi ASX или Nissan Juke: в возрасте 11-15 лет в 41% случаев эти машины имеют оценку 81 балл и выше. Чуть реже в таком состоянии встречаются 7‑местные Nissan Qashqai, Renault Sandero и Suzuki SX4: 36% хороших экземпляров. Обычные Nissan Qashqai имеют высокую оценку только в четверти случаев. В премиальном сегменте стоит выбирать среди BMW 6 серии (27%) или Volvo XC60 (26%), а также Lexus GX (22%).
По словам Дениса Еременко, несмотря на плохое состояние, потребители продолжают покупать отечественные машины из-за их низкой цены, невысокой стоимости обслуживания и хорошей ремонтопригодности. А вот массовые иномарки, такие как Hyundai Solaris, Nissan Tiida и Renault Logan, нередко встречаются с проблемами из-за их ликвидности и популярности. Такие машины — лакомый кусок и для перекупщиков, и для автосалонов, и для подборщиков, поэтому их часто восстанавливают на продажу после ДТП, коммерческой деятельности в такси или из-под начинающих водителей.
Старше 16 лет
Среди машин в возрасте старше 16 лет в рейтинге "здоровых" преимущественно японские модели, чуть меньше корейских. В топе — Nissan Murano, Nissan Micra, Suzuki Liana, Suzuki Grand Vitara.
Среди наиболее доступных предложений (в числе лидеров рейтинга) — Chevrolet Aveo и Niva, Ford Fiesta, Hyundai Getz. Кроме того, в хорошем состоянии доступно немало популярных среднеразмерных кроссоверов, например, Honda CR-V, Hyundai Tucson, Nissan X-Trail, Kia Sportage, Toyota RAV4.
Хорошие премиальные модели в этом возрасте встречаются редко, но все же есть. Например, Infiniti FX и Lexus RX (по 90% хороших машин). Достойны внимания также Audi A4, Volvo XC90 (88%) S40 и S60 (по 83%). Осторожнее нужно быть при выборе флагманских (15-20 лет назад) моделей: Audi A8, BMW 5 и 7 серий, а также X5, Mercedes-Benz E- и S-Класса — они в хорошем состоянии встречаются в двух случаях из трех.
По мнению генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, японские автомобили старше 16 лет можно смело покупать, так как они традиционно считаются самыми надежными и даже в этом возрасте сохраняют свои изначальные характеристики.
"При выборе автомобиля старше 16 лет любого производителя надо обратить внимание на лакокрасочное покрытие и состояние кузова, иначе уже через пару лет придется вложить средства в сварочные и покрасочные работы. Не стоит приобретать машину с коррозией на днище, порогах, арках. Если на бамперах, крыльях, дверях видны следы не заводской краски — это вполне нормально, но если автомобиль перекрашен полностью — стоит отказаться от приобретения. Полная покраска кузова говорит о возможном ДТП, наличии коррозии, большом количестве сколов и царапин, которые уже не поддаются полировке", — говорит эксперт.
В свою очередь, Александр Михайленко считает, что независимо от производителя, покупка автомобиля старше 16 лет — это всегда риск. У каждого автомобиля есть свой ресурс эксплуатации и пробега. В среднем это около 150-200 тыс. км, и по истечении этого ресурса, как правило, в автомобиле возникает всё больше неисправностей. Поэтому покупая машину с большим пробегом даже в хорошем состоянии, нужно понимать, что в ближайшем будущем она, скорее всего, потребует систематического и частого ремонта.
"А в текущих условиях, когда запчасти стоят намного дороже и приобрести их сложнее, любой ремонт будет обходиться водителю дороже и проблемнее. Например, из-за особенностей каталогов подобрать запчасти для китайских автомобилей сейчас сложнее, чем для других марок. Поэтому перед тем, как приобрести машину с большим пробегом, автолюбителю нужно оценить, готов ли он к тому, чтобы вкладываться в частый и дорогостоящий ремонт отнюдь не нового автомобиля", — резюмирует Александр Михайленко.