Аккумулятор на замену. Какой выбрать, как не прогадать

0
140

Если в вашем автомобиле начинает «сдаваться» аккумулятор, медлить с заменой не стоит. Ведь в один прекрасный день машина может попросту не завестись. «РГ» дает рекомендации, на какие типы и модели батарей следует обратить внимание, а какие — обойти стороной.

Аккумулятор на замену. Какой выбрать, как не прогадать

Прежде всего, следует знать, что в среднем жизненный цикл АКБ составляет порядка 5 лет у большинства стандартных моделей и около 10 лет у дорогих и технологичных батарей, например, тех, которые выполнены по технологии AGM (Absorbent Glass Mat — с абсорбирующим стекловолокном) и AGM TPPL (с решетками из свинца без примеси кальция). Для сравнения, удельная энергоемкость бюджетных аккумуляторов составляет 30-40 Вт•ч/кг. В то время как у аналогов, выполненных по технологии AGM и AGM TPPL, — до 50 Вт•ч/кг.

Продвинутые батареи без проблем переносят работу режиме "старт-стоп", который дешевым аналогам противопоказан. Также в сравнении с "бюджетниками" они гораздо медленнее разряжаются.

Теперь разберемся с тем, что такое подсевший или, как еще говорят, "уставший" аккумулятор. Если речь идет о "бюджетнике", то к примерно к пяти — семи годам службы такую АКБ стоит поменять в превентивном порядке. Признаки скорой кончины АКБ также проявятся при затрудненном пуске машины, особенно зимой. Конечно же, для оценки состояния АКБ нужно также проверить уровень электролита и измерить напряжение. На "живом" аккумулятора оно должно быть не ниже 12,6 В. Более низкие значения свидетельствуют о критическом износе, а если речь идет о показателе 11 В, то речь идет о серьезной технической неисправности.

Что касается типа АКБ на замену, здесь не стоит скупиться. Выбирая между обслуживаемыми и необслуживаемыми моделями, логично выбрать последние. Варианты с ручной доливкой электролита — как ни крути — вчерашний день, и к их выбору может склонить разве что низкая цена.

О "здоровье" необслуживаемых "кальциевых" батарей в свою очередь позаботится электроника авто. Она радеет о том, чтобы не допустить полного разряда АКБ. Если речь идет о продвинутых автомобилях, напичканных электроникой (и прежде всего системой "старт-стоп"), выбор опять-таки очевиден — это дорогие, но долгоиграющие AGM-аккумуляторы. Более доступный, но столь же предпочтительный вариант — батареи EFB- (Enhanced Flooded Battery). Это усиленная кислотная батарея (утолщена положительная пластина, использован специальный углеродистый расширитель в пасте-намазке и армирующий слой, предотвращающий осыпание активной массы).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Самокатчиков предложили обучать вождению

Что касается емкости АКБ, от нее напрямую зависит, как долго батарея сможет питать электронику и запускать двигатель без подзарядки. На массовых моделях, не отягощенных сложной электроникой, как правило, устанавливаются маломощные аккумуляторы емкостью максимум 45-66 А/ч. Емкость аккумуляторов для дизельных машин и внедорожников с большим объемом двигателя должна находиться в пределах не ниже 75 — 90 А•ч. Правда и то, что здесь стоит придерживаться рекомендаций производителя и использовать аккумуляторы максимальной номинальной емкости из "вилки", разрешенной в мануале.

Безусловно, следует обратить внимание и на такой параметр, как "стартовый ток", определяющий скорость и объем энергии, поступающей к стартеру. Учтите, что для беспроблемного пуска мотора при +5°С необходим пусковой ток порядка 200 А, при -15°С — уже 250-270 А. Между тем, у недорогих моделей с жидким электролитом в диапазоне 55-65 ампер-часов ток холодной прокрутки составляет 480-550 Ампер. У АКБ подороже — порядка 650 А. Ну а настоящими рекордсменами являются AGM-аккумуляторы. В ряде таких моделей стартовый ток достигает значений в 1000 А.

Важна, разумеется, и марка АКБ. Ведь она в конечном счете определяет и ее цену. Здесь лидеры индустрии, как говорится, на слуху. Это прежде всего продукция компаний Bosch, Varta и Hankook, которые эксперты и реальные пользователи считают образцовыми. Однако такие АКБ, как правило, не дешевы. Поэтому, если руководствоваться соотношением цены-качества, то стоит смотреть сторону моделей среднего звена — например, от компаний Tudor, Topla, Exide, Moll, Optima, Mutlu и Delta. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов продукцию отечественных производителей — Tyumen, Istok, Titan и "Зверь", которые предлагают сегодня качественные АКБ по привлекательной цене. Ну и соответственно от покупка товаров неизвестных производителей имеет смысл воздержаться.