Эксперты раскрыли замысел китайского автопрома в России

0
135

Продажи новых автомобилей в России скатились упали, установив в апреле новый антирекорд. Не избежали падения и китайские производители, сильнее других задравшие цены на свои модели, зато теперь они остались практически без конкурентов.

Эксперты раскрыли замысел китайского автопрома в России

Китайский гамбитМинувший апрель стал худшим месяцем в истории российского авторынка — продажи новых машин рухнули на 79% до 32,7 тыс. единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Это даже меньше, чем было реализовано в апреле 2020-го, когда из-за эпидемии коронавируса дилерские центры были закрыты практически по всей стране, и автомобили продавались преимущественно онлайн.

Показательно, что "в глубоком минусе" оказались все без исключения игроки авторынка — не только марки, приостановившие деятельность в нашей стране, но даже "китайцы", которые продолжают поставки российским дилерам и выводят новые модели. Таким образом, автопроизводители из Поднебесной показали падение продаж, несмотря на то, что конъюнктура рынка, казалось бы, складывается как раз в их пользу.

По словам генерального директора ГК "Аларм Моторс" Романа Слуцкого, китайские бренды вошли в апрель с самым высоким процентным подорожанием рекомендованных розничных цен среди всех производителей и постепенно в течение месяца улучшали свое предложение, так как коммерческие условия начала апреля не позволяли закрывать сделки на фоне имеющихся на складах дилеров остатков товарных автомобилей других брендов.

По сути, китайские автопроизводители "помогали" официальным дилерам других марок максимально дорого распродавать свои складские запасы.

К концу апреля ведущие китайские бренды, накопив на своих складах около 7 тыс. автомобилей, существенно улучшили свое предложение и стали заметно привлекательнее для покупателей. Дилеры остальных брендов вошли в апрель с пониманием, что они остаются на длительном "сухом пайке" — они планировали неспешно и дорого продавать свои товарные запасы без особой надежды на сколько-нибудь значительные поставки в предстоящие 4-6 месяцев.

"Результат здесь был неутешительным — почти никто из дилеров по итогу апреля не попал в свои цели по объемам продаж и/или по удельной доходности сделки. Либо дорого стоим, либо продаем медленно и на разумных условиях. В сумме эти факторы привели к тому, что дилеры китайских брендов недосчитались около 5 тыс. проданных автомобилей (Haval, Geely, Chery), а дилеры всех остальных брендов недобрали до своих апрельских планов продаж около 15 тыс. машин. Таким образом, российский авторынок в апреле, продемонстрировав результат в 32 тыс. новых машин, недосчитался к своему потенциалу около 20 тыс. автомобилей", — констатирует Роман Слуцкий.

Цены, назад!

Между тем, после мартовского скачка "официальных" ценников на 35-45%, в апреле многие автопроизводители перестали повышать стоимость своих моделей.

Отчасти этому способствовало заметное укрепление рубля, которое наблюдается со второй половины марта, однако основная причина — обвал спроса, обусловленный завышенными "прайсами" на фоне падения реальных доходов покупателей. Тем не менее, о возможном снижении цен речь по-прежнему не идет, поскольку отгрузки дилерам по большинству брендов отсутствуют и неизвестно, когда будут возобновлены.

Как говорит директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров, в настоящий момент большинство дилеров продают машины по рекомендованной розничной цене. Еще выше поднимать цены просто невозможно, поскольку они уже достигли максимально возможного уровня, при котором автомобили еще готовы покупать.

В свою очередь, генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский отмечает, что цены на автомобили сейчас совсем не опираются на курс рубля — все машины уже выкуплены дилерами на тех условиях по стоимости, которая действовала в момент выкупа. Сейчас вопрос ценовой политики — это только прерогатива дилеров, каждый опирается на свой финансовый план и свои задачи по бизнесу. Снижение цен из-за укрепления рубля возможно, но это релевантно только по моделям, которые еще поставляются в Россию и имеют возобновляемость. Это китайские бренды и, скорее всего, корейские.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Адвокат рассказал о действиях, если при проверке не оказалось прав с собой

"Небольшое снижение цен в начале мая есть, дилеры пытаются нащупать рыночный уровень, при котором спрос будет достаточен. В среднесрочной перспективе — снижения цен на автомобили не будет. Но в горизонте 4-5 месяцев, я думаю, что снижение будет, если поддержка будет оказана курсом национальной валюты. Скорее всего, начнутся мелкие поставки единичных экземпляров автомобилей через физлиц из-за границы", — рассуждает Андрей Ольховский.

Упасть и не отжаться

Действительно, недавно правительство легализовало параллельный импорт товаров, преимущественно автомобилей и запчастей, которые можно будет ввозить в страну без разрешения правообладателя.

Речь идет о тех автопроизводителях, которые приостановили поставки своей продукции в нашу страну или вовсе намерены покинуть российский рынок. Однако проблему тотального дефицита, судя по всему, это не решит, поскольку схема параллельного импорта не позволит обеспечить поставки в промышленных объемах. К тому же, с учетом дополнительных посреднических услуг, "серый" ввоз вряд ли снизит стоимость машин по сравнению с импортом через официальных дистрибьюторов и уж тем более — по сравнению с локальным производством, а что еще важнее — лишит покупателей заводской гарантии.

В то же время улучшению покупательской способности должно способствовать очередное снижение ключевой ставки до 14%, вслед за которой становятся доступнее и автокредиты. Впрочем, ставки по ним находятся все еще на заградительном уровне, а банки сохраняют жесткую политику в отношении потенциальных заемщиков, поэтому о заметном оживлении спроса с помощью автокредитования говорить не приходится.

По мнению Романа Слуцкого, снижение ключевой ставки, очевидно, сыграет свою роль — доля кредитных продаж, вероятно, повысится в среднем с 20% до 30%. По китайским брендам она может вырасти и до 50% в связи с недавно анонсированными субсидированными кредитными программами от дистрибьютеров.

"В целом, объем российского авторынка в 2022 году с учетом уже проданных за январь-апрель почти 300 тыс. новых автомобилей, с моей точки зрения, в лучшем случае дотянет до 650 тысяч. Эта цифра обусловлена остатками товарных запасов дистрибьюторов и дилеров, которые едва ли превышают один полноценный месяц продаж прошлого года (т.е. около 150 тыс. автомобилей), и способностью отрасли наполнить рынок дополнительным объемом предложения (АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, китайские бренды), который вряд ли сможет превысить 200 тыс. штук", — прогнозирует Роман Слуцкий.

Как считает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Алексей Стариков, российский автомобильный рынок демонстрирует отрицательную динамику по причине сохраняющегося во всех сегментах дефицита. Ситуация в отрасли до сих пор нестабильна: нет понимания, когда возобновятся работы локальных производств, поставки автомобилей дилерам и наладятся логистические цепочки. Складские запасы сокращаются с каждым днем, на данный момент на рынке есть автомобили всех брендов, но, по оценкам эксперта, машин из наличия осталось на период от 2 до 5 месяцев в зависимости от марки.