© РИА Новости / Александр Вильф
Сборная России по футболу уступила в заключительном матче отборочного цикла ЧМ-2022, и теперь будет оспаривать путевку в Катар в стыковых матчах европейской квалификации в марте. Автогол Федора Кудряшова, который до этого надежно прикрывал левый фланг обороны, конечно, несчастный случай. Сразу же после финального свистка набрал в поисковике это словосочетание и получил два точных определения. Первое гласит: «Несчастный случай — неудачное расположение тела во времени и пространстве». Второе звучит так: «Несчастный случай, как правило, происходит не случайно».
Нельзя было не обратить внимания, что за несколько мгновений до гола Кудряшов с трудом передвигался по полю. Ноги сводило. Замен у Валерия Карпина к тому времени уже не оставалось. Да и на кого было менять левого защитника? В резерве оставались лишь необстрелянный Данил Круговой и Алексей Сутормин, который мог бы сменить Вячеслава Караваева на противоположном фланге, дав возможность одноклубнику переместиться на левую бровку.
Только все эти рассуждения бесполезны. Как и рассуждения игроков сборной России о том, что в Сплите они играли на победу. При соотношении ударов 19:2 и ударов в створ 5:0 подобные заявления выглядят странно. Как и слова без пяти минут президента РПЛ Ашота Хачатурянца о прекрасной игре, в которой чуточку не дотерпели. Дотерпели-то как раз до конца, просто произошел несчастный случай.
После пяти побед в шести матчах и ничьей с вице-чемпионами мира в Лужниках о Валерии Карпине заговорили как о фартовом тренере. Весь фарт смыло ливнем в Сплите. То, что по уровню мастерства сборная России уступает сборной Хорватии, никто не оспаривал. Только три с небольшим года назад с будущими вице-чемпионами мира в Сочи сыграли вничью, которая сейчас вполне бы устроила. Да и «шахматные» на ЧМ-2018 были гораздо сильнее, чем нынче. У них тоже смена поколений.
Можно, конечно, все свести к тому, что хорваты играют в лучших лигах Европы, вновь завести старую песню о главном, то бишь, о низком уровне РПЛ, отсутствии сопротивляемости лидерам и скоростях, не отвечающих требованиям современного футбола. Только Марио Пашалич, как известно, не закрепился в «Спартаке», а Марко Ливайя – в «Рубине». Да и Деян Ловрен в «Зените» выглядит сегодня не лучше Дмитрия Чистякова. И уж точно – не лучше теперь уже постоянного капитана сборной Георгия Джикии.
Карпин начал давно назревшую перестройку сборной, используя все имеющиеся у него резервы. Конечно, резервов немного. Только уже сейчас можно говорить о том, что наша национальная команда избавилась от «дзюбозависимости» в игровом и ментальном планах. Выяснилось, что есть, оказывается, достаточно квалифицированные защитники с российскими паспортами, что на подходе игроки, вокруг которых можно строить созидательную игру. Не хватает, конечно, лидера, такого, каким был у хорватов в Сплите Лука Модрич. Надеялись, естественно, на Александра Головина, но даже статус игрока одной из пяти европейских топ-лиг еще ничего не гарантирует.
Поражение в Сплите, конечно, обидное, но следует признать, что больше, чем на нулевую ничью, при блестящей игре Матвея Сафонова российская сборная рассчитывать не могла. И не стоит метать критические стрелы в адрес Карпина и его тренерского штаба. В стыковых матчах потенциальные соперники у российской сборной не будет таких грозных соперников. Просто взгляните на таблицы отборочных групп и посмотрите, кто сейчас занимает вторые места.
Среди двух команд, которые получат дополнительные путевки по итогам Лиги наций УЕФА, тоже не должно быть грандов. К тому же за счет набранных во встречах с командами Словакии и Словении, Кипра и Мальты очков наша сборная попадет при жеребьевке полуфиналов в число «сеяных» и сыграет на своем поле. Это тоже важный нюанс.
Карпин — не тот человек, который будет прислушиваться к мнению многочисленных критиков, которые уже забыли, что ждали возвращения нашей сборной из Сплита с билетами в Доху. Резервов у него по-прежнему немного, но видно, что главный тренер сборной знает, как строить свою команду. И имеет возможность заниматься этой работой. А пока приходится смириться с тем, что несчастный случай в решающей игре – это закономерный итог.