Инвестиции в старость. Можно ли накопить себе нормальную пенсию

0
113

В Кабмине уже не стесняются признать, что очень скоро государство не сможет обеспечивать граждан пенсиями. Нельзя сказать, что нынешние 30-ти и 40-калетние об этом не догадывались. Но теперь есть четкое понимание: позаботиться о своей старости придется самим.

Украинцы уже давно слышат, что Европа стареет. Но почему-то не особо примеряют этот постулат на себя. А Украина, между тем, стареет точно также. Причем тут вопрос не только в низкой рождаемости, а и в постепенной, но не прекращающейся, утечке из страны мозгов и трудовой силы. Как следствие, пенсионеров становится все больше, а трудоспособных граждан, которые обеспечивают старшие поколения пенсиями, не прибавляется.

Недавно в Кабмине признались, что осознают: обеспечить нынешних 30-ти и 40-калетних украинцев пенсиями, когда придет их время выходить на «заслуженный отдых», государство не сможет. А, чтобы «подсластить пилюлю», в правительстве обещают запустить второй уровень пенсионной реформы – накопительную систему. Мол, помимо обязательных платежей, которые украинцы делают сейчас в пользу нынешних пенсионеров, можно будет добровольно и официально откладывать на пенсию и себе.

К слову, если не приходится жить от зарплаты до зарплаты и экономить каждую копейку, то откладывать можно и сегодня, не дожидаясь запуска следующего витка пенсионной реформы, анонсированного на 2023 год.

Накопить на пенсию можно как традиционными способами, так и весьма необычными.

Дорого и без гарантий

Самые затратные из традиционных – вложения в недвижимость, драгоценные металлы или камни. Главная проблема таких инвестиций – стоимость. Но выглядят они весьма заманчиво: купил квартиру и сдавай ее, копи. Правда, прошлый год наглядно продемонстрировал, что инвестиция с такой стратегией может не окупиться. Из-за внезапного локдауна арендный «бизнес» буквально рухнул.

По словам президента Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Юрия Питы, в нынешнем году цены на аренду жилья увеличились приблизительно на 10% в крупных городах – Львове, Харькове, Одессе и Днепре, а также в столице. В других городах рост не превысил 5%. И, если рассматривать покупку недвижимости для аренды, стоит брать во внимание повышение коммунальных тарифов. Юрий Пита отмечает, что дорогое отопление может спровоцировать снижение цен на аренду жилья на 10-15%.


Инвестиции в старость. Можно ли накопить себе нормальную пенсию

Если же все вышеупомянутое – не преграда, и рассматривать саму по себе квартиру в качестве инвестактива, в краткосрочной и среднесрочной перспективе (вложившись сейчас и продав жилье через несколько лет) это может быть выгодно. Эксперты рынка недвижимости отмечают, что цены в валюте демонстрируют стабильный рост уже пять лет. И прогнозы говорят о сохранении такой тенденции. С другой стороны, все мы понимаем, в какой стране вечных проблем живем, и нет гарантий, что законодатели не подкинут новых.

«К сожалению, в Украине – неликвидный рынок. И, к примеру, если в Верховной Раде проголосуют законопроект №5600, то каждая третья квартира, которую вы будете продавать, будет облагаться налогом. Смысл инвестирования в недвижимость при таких условиях теряется как таковой», — говорит экономический эксперт, член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Но самое главное – нельзя исключать, что в скором времени грянет новый мировой кризис (а к этому все идет), и тогда 2008 год всем покажется легким.

Еще одна выгодная только на первый взгляд инвестиция – драгоценные металлы. В Украине можно приобрести инвестиционные монеты или слитки из золота или серебра. Операции с банковскими металлами проводят только банки. Но купить их можно далеко не во всех финучреждениях.

«Кажется заманчивым – купить золото по одной цене, а когда-то продать по другой. Но есть один нюанс. По банковским металлам, в отличие от валют, спред (разница между лучшими ценами покупки и продажи) ничем не ограничен. И может достигать до 25% по одной сделке. Как результат, даже несмотря на то, что золото в мире подорожало, в Украине вы можете купить его дороже, чем потом вам предложат его продать», — отмечает Олег Пендзин.

Собственно, чтобы реально заработать на драгоценных металлах, нужно хорошо разбираться в этом рынке и внимательно следить не только за спредами, а и за колебаниями цен. К примеру, в нынешнем году преумножить свои сбережения за счет драгметаллов не вышло бы – золото за год подешевело на 8%.

Непривлекательные налоги и жесткий финмониторинг

Еще один из очевидных, но гораздо более «дешевых», чем недвижимость, способов вложить свои средства – открыть депозит. Тут не нужны какие-то особые знания и такой вид инвестиций кажется наиболее простым. К тому же, банки предлагают множество программ и условий – от возможности пополнения до досрочного снятия. Другой вопрос, насколько депозит может быть прибыльным, правда ли, что не рисковым.

Если говорить о прибыльности, то при небольших вложениях (а чаще всего депозит выбирают не для миллионных вкладов – средняя сумма депозита в Украине, по данным НБУ, составляет около 8 тыс в гривне и около 1,2 тыс в долларах США), заработать не получится. Максимальная ставка по годовому вкладу, по информации Нацбанка, в Украине составляет до 11,75% в гривне и до 3,5% в валюте. К тому же, стоит брать во внимание, что часть дохода с депозита придется отдать в качестве налогов – 1,5% военного сбора и 18% налога на доходы физических лиц.

Другими словами, депозит, скорее, способ сохранения своих средств, чем инвестиция в будущее с определенным доходом. Украинцы, похоже, что-то подозревают, поэтому не спешат нести деньги в банки и оставлять их на долгосрочных депозитах.

«Чтобы понять, почему так происходит, достаточно войти в интернет и поискать количество банков, которые обанкротились за время независимости Украины. При сильном регуляторе – НБУ, при жестком контроле за финансовым состоянием банковской системы со стороны наших кредиторов, у нас сумасшедшее количество банков, которые, когда тонули, забрали с собой деньги людей», — напоминает Олег Пендзин.

Напомним, что, если банк обанкротится, вклад должен будет вернуть Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Но только в случае, если его сумма и проценты не превышают 200 тысяч гривен.

По мнению Олега Пендзина, если у украинцев появляются средства для инвестиции, то, с большой долей вероятности, люди предпочитают купить валюту. Правда, держат они ее, скорее, в стеклянных банках, нежели в финансовых учреждениях.

«Можно инвестировать в валюту и держать ее в ОВГЗ (облигациях внутреннего государственного займа), но у нас мертвый Фондовый рынок и совсем нет ликвидности. То есть, вложить свои средства вы куда-то можете, но вытянуть – у вас начнутся проблемы», — говорит экономический эксперт.

Олег Пендзин объясняет, что инвестиции в ОВГЗ могли бы быть интересными, поскольку имеют довольно низкий риск (их погашение полностью гарантируется государством) и высокую доходность, которая не облагается налогом, как депозиты (нужно заплатить только 1,5% военного сбора). Но есть проблема — «пугало» украинских реалий – финансовый мониторинг и отсутствие адекватных инструментов для инвестирования для розничных инвесторов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Прихожане костела Святого Николая не согласятся на косметический ремонт храма - священник

«Чтобы приобрести ценные бумаги, нужно пройти финмониторинг. Конечно, если вы очень серьезный товарищ, у которого сохранились все платежки за последние десять лет, то средства можно вкладывать в ОВГЗ. А если ваша бабушка откладывала всю жизнь в трехлитровую банку, а потом эти 100 тысяч, 500 тысяч или даже миллион гривен отдала вам, а вы решили вложиться в ОВГЗ, то к вам будут вопросы», — отмечает эксперт.

По статистике НБУ, украинцы заинтересованы в инвестициях ОВГЗ – в текущем году гривневые вложения увеличились на 165% и составили почти 10 млрд гривен. Валютные выросли на 55% и составили 11,5 млрд в гривне. Но все равно это, по сравнению с инвестициями в ценные бумаги в других странах, даже у наших соседей Польши и Венгрии, мизер.  

Высокие риски без стабильности

Все менее экзотическими для пенсионных накоплений выглядят инвестиции в криптовалюты, в частности, в первую «монету» — биткоин. «Он имеет высокую волатильность, но криптовалюты не могут быть объектом стабильного инвестирования», — убежден Олег Пендзин.

Заведующий отделом финансовых рынков GROWFORD Institute Михаил Джус отмечает, что основные риски, связанные с вложением средств в криптовалюты, были достаточно четко очерченные более трех лет назад в совместном заявлении НБУ, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг (ныне ликвидированный).

«К основным рискам регуляторы отнесли возможность потери средств из-за кражи, отсутствие гарантий возврата инвестированных средств, значительные ценовые колебания криптовалюты, возможность мошенничества и невозможность правовой защиты из-за неопределенного статуса криптовалюты и тому подобное. Все эти риски остаются актуальными сегодня», — говорит он.

К тому же, хотя Украина и предприняла несколько попыток урегулировать правовой статус криптовалют, пока в этой сфере – анархия. Даже законопроект №3637, призванный урегулировать правоотношения, возникающие в связи с обращением виртуальных активов, определить права и обязанности участников рынка, принципы государственной политики в указанной сфере и тому подобное, буквально на днях был ветирован президентом.

Правда, отсутствие необходимых законодательных норм и понимания рынка криптовалют вовсе не означают, что у вас не возникнет проблем с такой инвестицией.

«Понятие виртуального актива уже присутствует в украинском законодательстве. И услуги, связанные с оборотом виртуальных активов, подпадают под Госфинмониторинг. В частности, нужно идентифицировать стороны соглашений с виртуальными активами, если сумма сделки превышает 30 тыс гривен, и сообщать в Госфинмониторинг, если сумма сделки превышает 400 тыс гривен. Таким образом, обмен криптовалюты на гривни может создать определенные… неудобства», — отмечает Михаил Джус.

Также не стоит сбрасывать со счетов элементарную возможность забыть/потерять пароль к своему кошельку. По оценкам компании Chainalysis, которая занимается статистическими исследованиями криптовалют, около 20% всех имеющихся биткоинов были утрачены их владельцами.

И уж точно не стоит недооценивать собственно рынок: криптовалюта – соблазнительный актив для инвестиций, поскольку его стоимость в течение года может вырасти едва ли не в пятеро (в 2020 году тот же биткоин вырос с 7,3 тыс долл до 40 тыс долл на пике), но и опасный – три года назад курс биткоина, после стремительного роста до 20 тыс долл, в течение месяца «провалился» в диапазон 6-7 тыс долл.

«Никто не застрахован от такого сценария», — убежден Михаил Джус.

«Тот факт, что капитализация рынка криптовалют уже превысила 1 трлн долларов, вселяет оптимизм относительно перспектив развития цифровых активов. Однако, достаточно сложно спрогнозировать, какие именно криптовалюты имеют будущее, а какие принесут себя в жертву прогрессу. Пока точно неизвестно, как рынок отреагирует на появление цифровых валют центральных банков, или даже Libra от Facebook. Инвестиции в криптовалюты, как и любые другие инвестиции, требуют взвешенности и осторожности», — резюмировал эксперт.

Абсолютная экзотика

Один из весьма экзотических для Украины способов инвестиций – предметы искусства. Правда, этот рынок – рынок богатых стран. Главная проблема для потенциальных инвесторов в нашей стране – у нас можно легко купить что-то, но в действительности не знать, что купил.

«Поскольку у нас нет аукционов уровня Сотбис, у нас такой способ инвестирования предельно неликвиден», — говорит экономист Олег Пендзин.

Условно говоря, если ударит кризис, вряд ли украинцы будут вкладывать деньги в картины или антиквариат. Как следствие, когда придется вывести деньги из «проекта», найти покупателя на предмет искусства, даже если его ценность подтверждена, в нашей стране довольно непросто. И уж тем более, это не быстро. Да и вывезти нечто ценное из страны тоже вряд ли получится.

И напоследок стоит упомянуть совсем уж экзотические для Украины инвестиции. К примеру, в дружественной нам Грузии уже несколько лет действует платформа BioDeposit – предложение вложить средства для получения пассивного дохода в будущем в… оливковые деревья. По словам соавтора проекта Александра Савина, молодое дерево на плантации можно купить за 105 долларов.

«Начиная с четвертого года оно, ориентировочно, приносит около 35 кг оливок. Примерный доход после производства и продажи масла составляет 15 долларов. Десятилетнее дерево приносит уже, примерно, 80 кг оливок и 48 долларов после продажи масла», — говорит он.

По словам Александра Савина, оливковые деревья с возрастом начинают приносить до 50% годовых. И хотя сервисная компания удерживает 40% урожая, дерево окупает себя уже через пару лет после того, как начинает плодоносить. А доход формируется от продажи оливкового масла.

«Оливковое масло всегда будет актуально для покупателей. Например, сейчас спрос на рынке в два раза превышает предложение», — подчеркивает он.

Оливковую инвестицию можно передавать по наследству, дарить или продавать. Вывести средства можно в любой момент. И чем старше дерево, тем оно дороже. При этом, каждое застраховано, поэтому, риски потери дохода из-за случайной гибели растений исключены.

Конечно, быть причастным к оливковому бизнесу может быть приятно по двум причинам – это вкусно и экологично. Но сильно на таких активах не разбогатеешь. Разве что, придется выкупить всю плантацию. С другой стороны, при невысокой доходности и риски минимальны.

…В Кабмине обещают, что государственная накопительная пенсионная система может заработать в Украине уже через два года. Впрочем, инвестиции, даже (или особенно) в связке с государством, требуют предельной осторожности со стороны инвестора. А накопить на дополнительную пенсию, по мнению экспертов, можно лишь, раскладывая свои средства в разные инвестиционные «корзины».

Татьяна Урбанская