«Мы не научились монетизировать арт-рынок»: почему в России не продается искусство

0
146

«Мы не научились монетизировать арт-рынок»: почему в России не продается искусство

Мировой арт-рынок оценивается в $50 млрд. Но доля России в нем — менее 1%. Почему так сложилось и что мешает развиваться креативным индустриям в России — в интервью партнера консалтинговой компании Deloitte и участницы форума креативного бизнеса в рамках ПМЭФ-2021 Екатерины Трофимовой. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

— Почему доля России на мировом арт-рынке — всего 1%? Как вы ее подсчитали?

Но управление рынком искусства как полноценным бизнесом — это то, в чем культурные столицы России до сих пор проигрывают на международной арене. Наличие частных галерей, аукционных домов и площадок для проведения международных выставок — одни из важных критериев, которые могут способствовать установлению статуса арт-столицы.

Диссонанс еще и в том, что продажи объектов российской арт-индустрии за рубежом в разы превышают внутренний оборот. Все самое интересное быстро уходит за границу, в признанные мировые арт-столицы — Нью-Йорк, Майями, Лондон, Париж, Гонконг, Венецию и ряд других городов с устойчивой экономикой и развитым креативным сектором.

По итогам 2020 года продажи российского искусства за рубежом превысили $400 млн.

— А на самом российском рынке?

На оценку масштаба рынка и ее точность влияет теневой рынок, который в креативной сфере просто огромен. Причем теневой и даже черный рынки арт-объектов процветают не только в развивающихся странах, к которым относится Россия, но и в развитых экономиках. Речь идет об обороте предметов искусства между продавцом и покупателем без участия государства — без официальной фиксации сделки. Замеры тут вести довольно сложно, в большей степени его оценки экспертные.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Дикси» примагнитился

— Какие сектора арт-рынка остаются в тени, а какие более или менее легализованы?

— В одном из Telegram-каналов мужчина делает эротические фотографии своей гражданской жены и продает их. Это тоже арт-индустрия?

Доля креативной индустрии составляет порядка 4,5% российского ВВП. В некоторых странах, например в США, Великобритании или в Гонконге, она доходит до 15% ВВП.

— Что сдерживает развитие арт-рынка в России? Регуляторика, законодательная база?

Сдерживающих причин несколько, в том числе уровень доходов граждан. Я называла Лондон, Париж. Эти города — еще и крупнейшие финансовые центры. Там есть кому покупать арт-объекты.

— Немалое количество богатых людей и в России…

— И каким будет ответ?

Задача государства — сделать этот поток идей устойчивым, чтобы он генерировал прибыль и создавал рабочие места.

— Как пандемия повлияла на арт-рынок?

— Ваш любимый арт-объект в России?

— Вы бы посоветовали сейчас простым людям, среднему классу при наличии лишних денег инвестировать в креативную индустрию?

— То есть потенциальным инвесторам лучше пока переждать?

— Если купленная сегодня картина обесценится через десять лет, будет приятно, что поддержал рублем творческую личность. Так?