Агрегаторов такси обяжут передавать информацию о клиентах в базу данных, работать с самозанятыми, а также отвечать за ДТП, но в ограниченном количестве. Правительство внесло в Госдуму закон о такси.
По понятной причине многие СМИ заявили, что все данные о водителях такси, а также об их пассажирах будут передаваться в ФСБ. Действительно законом это предусмотрено. Однако не факт, что законодатели примут его в таком виде, тем более что, он предполагает гораздо большее количесство поправок. Например, тот же доступ к данным. А получить его без запроса, без конкретных причин для получения этих данных получить такую информацию невозможно. Причем сейчас в том же Яндекс-такси работает такая система. Данные о перевозчике и о пассажире хранятся. И если они будут востребованы органами, обеспечивающими безопасность, причем неважно где, они будут предоставлены. Это могут быть ФСБ, МВД, МЧС, Роспотребнадзор.
Второй вопрос нового документа — легализация в качестве таксистов — самозанятых. Как пояснил руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, самозанятые должны будут заключать договор с агрегаторами.
До сих пор они этого делать не могли. Но с точки трудового законодательства после этого они перестают быть самозанятыми. Если бы они заключали договор непосредственно с тем, кому оказывают услуги, — это один разговор. Но если они заключают договор с агрегатором, который предоставляет им клиентов, то это уже работа на конкретную компанию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Законопроект предусматривает, что местные власти организуют отдельный реестр таких таксистов. А это стоит денег. И за чей счет это будет реализовано, не совсем понятно. Отчасти все эти сложности мог бы компенсировать электронный профиль водителя, который уже используется в Москве. Однако в проекте закона он даже не учтен, уточняет Станислав Швагерус.
Как сообщил "РГ" независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, в 2021 году число индивидуальных предпринимателей в России увеличилось вдвое по сравнению с 2020 годом и составило 3,54 млн человек. Из них количество самозанятых было примерно 2,4 млн. На сегодняшний день число самозанятых в РФ составляет 4,2 млн. Согласно статистике ФНС, каждый пятый, имеющий подобный статус, осуществляет деятельность в сфере такси. Поэтому вопрос четкого законодательного регулирования в этой сфере становится все более актуальным. Данный законопроект в первую очередь позволит упростить процесс получения права на легальную перевозку пассажиров.
Кроме того, проект закона позволяет регламентировать ответственность агрегаторов такси в случае ДТП. Это позволит сделать поездки пассажиров более безопасными. Ранее в случае дорожно-транспортного происшествия вся ответственность лежала непосредственно на перевозчиках. Теперь часть издержек, в том числе и финансовых, будут нести и агрегаторы такси.
По мнению исполнительного директора национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольги Федоткиной, в отрасли более 1 миллиона водителей. Более трети из них уже платят налог на профессиональный доход. Законопроект легализует их с точки зрения транспортного законодательства. Минтранс устраняет множество барьеров на пути легальной работы в такси. Кроме того, во всех сферах пассажирского транспорта, кроме такси, действует страховка гражданской ответственности перевозчика. Она покрывает риски до 2 миллионов рублей. Нормы законопроекта как раз и приравниваются к этому виду страхования.
Однако, как считает эксперт Союза безопасности дорожного движения Елена Гращенкова, статья об ответственности перевозчиков и служб заказа легкового такси противоречит действующим законам. Законопроект значительно ущемит права граждан. В нем авторы пытаются отменить или ограничить ответственность агрегатора. По действующим законам пассажир такси, попавший в ДТП, очень хорошо защищен. Суммы компенсаций, на которые он может претендовать, могут быть ограничены только его доходом — и никакими иными условиями. Причем все эти суммы он имеет право взыскивать непосредственно с юридического или физического лица, с которым он заключил договор о поездке. Если позвонил в таксопарк — претензии к таксопарку. Если взял "от борта", а водитель не был трудоустроен — к водителю. В случае наличия трудового договора — к работодателю. Если нажал на кнопку приложения службы заказа такси — к ней. Таким образом, данный законопроект пассажиру-потребителю навредит.
Похоже, депутатам придется серьезно этот законопроект перерабатывать.