В России разработан стандарт, который прописывает требования к алкозамкам — устройствам, что устанавливаются на автомобили, дабы не допустить пьяного за руль. Впрочем, сама перспектива установки таких замков в обязательном порядке довольно туманна.
Идея устанавливать алкозамки, которые не дают возможности воспользоваться автомобилем, если водитель нетрезв — довольно давняя. Она обсуждается уже 20 лет. Казалось бы, что тут обсуждать? Воткнуть такой прибор в каждый автомобиль, который перевозит пассажиров, грузы, используется в качестве такси или каршеринга — и дело с концом. Нетрезвый водитель не сможет поехать на такой машине. Поставить такой замок водителю, который попался пьяным за рулем, — и точно он не сможет воспользоваться автомобилем, если примет внутрь что-либо спиртосодержащее. Однако все не так просто, как хотелось бы. В прошлом году минпромторг начал эту тему активно продвигать и даже заключил контракт с НАМИ на изучение иностранного опыта и подготовки стандартов для этих приборов. НАМИ свои обязательства выполнил. То есть разработал проект национального стандарта.
Новый ГОСТ, в частности, предусматривает не то, что автомобиль не сможет завестись, если за рулем оказался нетрезвый водитель, он не сможет тронуться с места. Об этом сообщает "Коммерсант", который ознакомился с документом.
Еще одно интересное требование этого документа: если водитель заглушил машину, но завел ее в течение пяти минут, ему не придется продуваться. Но тут возникает чисто бытовой вопрос. Автомобиль оборудован системой стоп-старт. То есть остановился водитель на светофоре, система выключила двигатель. Загорелся зеленый сигнал, водитель нажал на газ, машина завелась и поехала. А если все это происходит в пробке? Водитель остановился, прошло более чем пять минут, поток тронулся. А водителю снова дышать в трубочку, чтобы тронуться с места в пробке? Очевидно, здесь что-то недодумано.
Напомним, что история с введением алкозамков началась со шведского опыта. Там в порядке эксперимента начали проводить новую политику. Если водитель попался в нетрезвом виде, то в качестве эксперимента его могли не лишать прав. При условии, что он за свой счет установит алкозамок и пообещает не садиться нетрезвым за руль. Но не все так просто. Каждый выдох такого автовладельца контролируется. И если он перед тем, как завести машину, дыхнет в алкозамок парами алкоголя, не только машина не заведется. Информация об алкогольном запуске поступит в соответствующий центр обработки информации, а оттуда — в полицию. И условное лишение прав превратится в реальное. То есть после этого случая водитель действительно окажется без прав на весь срок лишения. Несмотря на то,что на его машине установлен алкозамок.
В Швеции ставится запрет именно на запуск двигателя. Более того, с некоторой периодичностью прибор может потребовать продуться еще раз. На всякий случай. Если в выдохе будет алкоголь, двигатель заглохнет. Это довольно легко реализуемо. Но чтобы двигатель не заглох, а машина перестала двигаться — требуется серьезная перепрошивка блока управления двигателем. То есть ГОСТ, предложенный НАМИ, удорожает установку этого прибора в разы.
Информация об алкогольном запуске поступит в центр обработки информации, а оттуда — в полицию. И условное лишение прав превратится в реальное
Напомним, что в прошлом году, когда минпромторг заявлял, что совместно с МВД разрабатывает систему введения алкозамков, полицейское ведомство от этого проекта открестилось. Тем более что ранее на законопроект, который предлагал ввести использование алкозамков, оно уже давало отрицательный отзыв. МВД не видит структуры, которая могла бы контролировать чистоту выдоха в реальном времени. А создавать такую структуру нет ни финансов, ни кадров.
Кроме того, Конституция напрямую запрещает навязывать коммерческие услуги гражданам. А что такое установка подобных приборов с оплатой их обслуживания, как не навязывание коммерческих услуг? В общем, МВД в этой истории участия не принимает. Хотя, безусловно, такой эксперимент был бы интересен в России. Кстати, никто не отменяет возможности установки алкозамков в добровольном порядке.