Шоковые цены убили спрос на авторынке

0
133

Несмотря на то, что большинство производителей приостановили поставки автомобилей в России, запасы у дилеров еще есть. Однако покупать машины по нынешним ценам, как оказалось, желающих крайне мало.

Шоковые цены убили спрос на авторынке

Стоп-машинаРоссийский авторынок пережил один из худших месяцев в своей истории — по итогам марта продажи новых машин рухнули на 63% до 55,1 тыс. единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

Худший результат был зафиксирован разве что в апреле 2020-го, когда из-за эпидемии коронавируса дилерские центры были закрыты практически по всей стране. За первый квартал текущего года россияне приобрели 277,3 тыс. автомобилей, что на 28% ниже показателя годичной давности.

По словам директора по развитию ГК "Прагматика" Александра Шапринского, первые две недели марта наблюдался ажиотажный спрос на новые автомобили, который значительно замедлился после неоднократного повышения цен со стороны производителей. Во второй половине месяца спрос сместился на автомобили с пробегом, что привело к снижению покупательской активности в сегменте новых машин.

"Помимо рекордных ценников, которые сократили уровень потребительского спроса и трафика в автосалоны, приостановились поставки импортных иномарок на российский рынок в связи с санкциями, введенными против нашей страны, логистическими коллапсами и волатильностью курса валют. Из-за дефицита полупроводников некоторым автозаводам пришлось останавливать производство, остальные же работали не на полную мощность. Соответственно, меньшее количество автомобилей для продажи также негативно отразилось на их динамике", — констатирует генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

Дешевле не будет?

Таким образом, перепады валютных курсов, которые традиционно стимулируют спрос на дорогостояще товары, включая автомобили, на этот раз всплеска продаж не вызвали. Дело в том, что цены на новые машины за последние несколько лет и так превысили все разумные пределы, а падение рубля только за март привело к увеличению "официальных" ценников еще на 35-45%, согласно оценкам агентства "Автостат".

К тому же в условиях приостановки поставок автомобилей и валютной турбулентности многие дилеры устанавливали так называемые "заградительные цены", чтобы сохранить имеющийся запас машин до стабилизации ситуации. Не способствовало покупке автомобиля и экстренное повышение ключевой ставки до 20% в конце февраля, вслед за которой ставки по автокредитам подскочили до 25% и выше.

Между тем, со второй половины марта курс рубля стал постепенно укрепляться, что, впрочем, не повлекло за собой снижения стоимости автомобилей, однако ее рост все-таки остановился. И это притом, что отгрузки дилерам по большинству брендов по-прежнему приостановлены, а значит, купить машину становится все сложнее.

Как говорит генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич, по всем брендам и моделям, представительства которых объявили о приостановке деятельности или производства в России, дефицит увеличивается, поскольку новых поставок автомобилей практически нет. Дилерские запасы конечны, и склады новых машин по большинству брендов опустеют к началу лета. Оптимистичный сценарий — поставки автомобилей могут возобновиться осенью, но дефицит сохранится как минимум до 2023 года. При этом данная ситуация не коснется китайских марок, таких как Chery, Haval и Exeed, так как поставки по ним продолжаются и вводятся новые программы поддержки клиентов.

"На текущий момент нет дефицита автомобилей в целом, но спрос резко снизился на общем негативном фоне. С начала года до конца марта новые машины подорожали от 50% до 100% и более. Причем рост цен был по всем маркам, даже по российским. В апреле роста цен на новые автомобили не планируется — большинство людей внимательно следят за внешними факторами, а они на текущий момент следующие: курс валюты существенно снизился, и по логике поставщики должны снизить цены. Но, к сожалению, это заблуждение — цены сохранятся. Эмоциональность ожидания снижения цен будет тормозить спрос. В апреле снижение продаж возможно до 70% от показателей 2021 года", — прогнозирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  ГИБДД разъяснила, кто должен проходить техосмотр

Обходными путями

Стоит отметить, что в условиях обострившегося дефицита у российских дилеров, некоторые покупатели отправились за новой машиной в соседние страны, в частности, в Казахстан, где выбор пока больше, а более низкие цены позволяют частично компенсировать затраты на дорогу.

Впрочем, уже скоро ситуация может измениться, ведь из-за наплыва "гастролеров" казахстанские дилеры начинают "накручивать" ценники. Кроме того, местный авторынок во многом завязан на заводах в России, которые поставляют в Казахстан либо готовые машины, либо сборочные комплекты для локальных производителей, а российский автопром по большей части сейчас, как известно, простаивает.

По мнению Дениса Мигаля, желающих приобрести автомобиль в соседних странах, на самом деле, очень мало, поскольку это требует дополнительных трат, а также много времени и сил. Большинство же предпочтут отложить покупку вовсе, но если машина нужна срочно, то покупатель, скорее, предпочтет рассмотреть авто на вторичном рынке.

"Действительно, сейчас существует практика покупки автомобиля в ближайших странах, но по нашим оценкам, это единичные случаи, поскольку расходы по транспортировке и добавочная стоимость достаточно велики, чтобы этот тренд принял массовый характер", — соглашается Александр Шапринский.

На краю пропасти

Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, по оптимистичному сценарию, его объем в 2022 году, как прогнозируют в "Автостате", может сократиться на 35% и составить 980 тыс. машин. Базовый прогноз предполагает реализацию 750 тыс. автомобилей — на 50% меньше, чем в 2021 году. Впрочем, при менее благоприятных сценариях развития ситуации, которая во многом будет зависеть от военной спецоперации на Украине и ее последствий, падение продаж может быть и более глубоким.

Согласно оценкам экспертов, на складах дилеров и импортеров в России на сегодняшний день находится как минимум 150 тыс. машин, которые будут продаваться в ближайшие месяцы. В перспективе, как ожидается, запасы будут пополняться за счет возобновления производства на ряде российских автозаводов, а также поставок импортных иномарок из дружественных стран, таких как Китай.

"В худшем сценарии даже китайские автомобили не спасут рынок. Нужно понимать, что из 1,5 млн машин, которые продаются у нас в последние годы, китайских — несколько сотен тысяч. Таким образом, полностью заместить потери и стать альтернативой у китайских брендов не получится, даже если они нарастят мощности вдвое, а на это потребуется минимум 5 лет. Также не думаю, что корейские автопроизводители будут сдаваться, потому что они очень долго завоевывали наш рынок. А вот с "европейцами" сейчас непонятная ситуация, потому что некоторые бренды не готовы покидать нашу страну точно", — рассуждает Денис Мигаль.