О том, насколько улучшилась ситуация с безопасностью на российских дорогах, говорит статистика. В минувшем 2021 году она демонстрирует значимое снижение по всем основным показателям аварийности. И эта оптимистическая тенденция уверенно сохраняется уже девятый год подряд. Число спасенных человеческих жизней множится. В 2021 году количество дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли или пострадали люди, снизилось еще на 8,1%. Социальный и транспортный риски оказались даже ниже прогностических значений.
По данным официальной статистики аварийности, в 2021 году произошло 133 331 ДТП с пострадавшими. И это на 8,1% меньше, чем годом ранее. Число погибших и раненых в этих ДТП людей снизилось на 7,9% и 8,3% соответственно. Чтобы понять значимость этих цифр и осознать темпы снижения, имеет смысл вернутся к 2012 году. Это своего рода реперная точка для безопасности дорожного движения в современной России. Итак, в 2012 году на дорогах страны произошло 203 597 ДТП, в которых погибли 27 991 человек и 258 618 получили ранения. Заметим, что с того же 2012 года численность парка автомобилей у нас приумножилась с 47,88 до 60,14 миллиона. И снижение показателей аварийности все эти годы идет на фоне непрерывного увеличения количества транспорта на дорогах.
Транспортных средств на наших дорогах становится больше, при этом транспортный риск, являющийся основным показателем федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги» и объективно отражающий ситуацию с безопасностью на дорогах, продолжает снижаться. Так, по итогам 2021 года уровень транспортного риска составил 2,52 погибших на 10 тысяч транспортных средств, что ниже показателя предыдущего года — 2,6, а также меньше прогнозируемого — 2,58.
Установка освещения, дорожные знаки, разметка, оптимизация скоростных режимов на подъездах к нерегулируемым пешеходным переходам позволило сократить количество наездов
Сокращение количества ДТП, а также числа погибших и раненых в них людей отмечается в абсолютном большинстве регионов. Наибольшее снижение трех основных показателей достигнуто в Мордовии, Удмурстской и Карачаево-Черкесской республиках, Хабаровском крае, Архангельской, Липецкой и Орловской областях.
Правда, в 25 регионах зафиксирован рост числа погибших. Он относительно невелик, но там, где речь идет о человеческих жизнях, самая малая цифра имеет огромное значение. Анализируется каждый случай, разбираются причины и условия, при которых произошли ДТП, выявляются очаги аварийности, составляется перечень необходимых мероприятий для ликвидации факторов риска.
Что касается видов ДТП, то наиболее частыми в минувшем году стали столкновения транспортных средств — 44,7%, а также наезды на пешеходов — 26,8%. На них и приходится наибольшее число погибших. Однако, как мы уже говорили, дорожно-транспортный травматизм стабильно снижается.
Так, количество наездов на пешеходов в 2021 году снизилось почти на 8%. В них погибло на 13,8% меньше людей, чем годом ранее. А число получивших травмы сократилось на 7,3%. Новые линии освещения, дорожные знаки, разметка, оптимизация скоростных режимов на подъездах к нерегулируемым пешеходным переходам — все это положительно повлияло на темпы сокращения показателей по этому виду аварий. Определенно большую роль сыграла масштабная просветительская работа, проводимая Госавтоинспекцией среди всех категорий участников дорожного движения. В частности, стартовавший летом прошлого года всероссийский социальный проект «Твой ход, пешеход!», направленный на повышение безопасности пешеходов и снижение их смертности в дорожно-транспортных происшествиях.
Количество ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, увеличилось менее чем на 0,4%, вместе с тем число погибших и раненых в них людей по итогам прошлого года сократилось. В отдельных регионах, например в Смоленской области, отмечено сокращение по погибшим в таких ДТП на 68,4%. Однако в целом по стране каждый шестой участник ДТП в 2021 году погиб в авариях, связанных с выездом на полосу встречного движения. Ситуации уделено самое серьезное внимание. Повсеместно на дорогах ведутся работы по установке разделительных ограждений. В том числе тросовых, которые компактнее, проще монтируются и ремонтируются. Барьерные ограждения устанавливаются на участках федеральных трасс первой категории с четырехполосным движением и более.
Количество ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, увеличилось менее чем на 0,4%, вместе с тем число погибших и раненых в них людей по итогам прошлого года сократилось
Общее количество ДТП с участием детей до 16 лет снизилось на 4,7%. Если учесть, что в показатели сравниваются с предыдущим годом, когда интенсивность транспортного движения из-за санитарных ограничений была намного ниже, это очень неплохие показатели. Госавтоинспекция уделяет огромное внимание профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, профилактика которого — основное направление федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Ежегодно Госавтоинспекция проводит более 30 тысяч профилактических мероприятий: плановые рейды, тематические акции, занятия с детьми, родителями и педагогами. Совместно с органами образования, здравоохранения и общественными организациями проводятся масштабные социальные кампании. В борьбе за сохранение жизни наших детей используется весь мировой положительный опыт, все инструменты с доказанной эффективностью.
Заметно сократилось количество ДТП с участием водителей с признаками опьянения — на 17,8%. В этих происшествиях удалось сохранить 649 жизней. Тенденция на снижение такого вида ДТП сохраняется на протяжении нескольких лет. Сказываются усиление ответственности за вождение в нетрезвом виде и совершенствование порядка и методов медицинского освидетельствования, но главное — пропагандистская работа Госавтоинспекции, которая ведется в тесном взаимодействии с обществом. За показатель этой работы можно принять данные Госавтоинспекции, согласно которым почти три четверти сообщений о случаях нахождения нетрезвого человека за рулем поступают от граждан. Через официальный сайт Госавтоинспекции или по «горячей линии» — формы взаимодействия разные. А результат — это не только снижение показателей аварийности, но и формирование в обществе нетерпимого отношения к нетрезвому вождению.
Анализ статистики аварийности в динамике не только демонстрирует изменение показателей, но и выявляет «болевые точки» транспортной системы. Проверяется эффективность предпринимаемых мер, проводится корректировка, составляются прогнозы. Все для того, чтобы каждый водитель, пассажир или пешеход мог безопасно, комфортно и беспрепятственно передвигаться по российским дорогам. Это и есть главный национальный приоритет.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги»